Из сотен ночных заведений Москвы ежегодно закрывается и открывается вновь примерно одна пятая часть. А средний объем необходимых для организации нового ночного клуба в Москве, оценивается специалистами в 7-25 млн рублей при рентабельности — в 25–45%, если повезет и выше.
Но тут надо помнить, что часто прибыльность таких заведений никоим образом не связана с объемом вложений: клуб, построенный за 3 млн рублей, может оказаться супер-мега-успешным, а тот, в который вложили 3 миллиона долларов, быстро прогорит.
На 40% посещаемость обеспечивает именно правильный выбор месторасположения, он определяет успех ночного клуба, стрип клуба или дискотеки. Модный столичный клуб, рассчитанный на средний и высший класс, должен находиться в центре города, в пределах Садового кольца, в крайнем случае между Третьим и Садовым кольцами, а для более простых, демократичных заведений вполне подойдут спальные окраины (их посетителями часто бывают жители окрестных микрорайонов).
И еще одно немаловажное условие - до молодежных клубов должно быть удобно добираться не только наземным транспортом, но и на метро и пешком.
При выборе помещений из списка сразу исключайте первые этажи жилых зданий. Если местные власти и позволят разместить там шумное ночное заведение (что, в Москве, например, иногда возможно), потом вам ни за что не дадут нормально работать возмущенные местные жильцы. И даже при условии, что ваша звукоизоляция совершенна, наверняка найдется парочка активных пенсионеров-правдоискателей, которые испортят вам не одну вечеринку, просто несколько раз вызвая разные наряды милиции. Поэтому с самого начала следует ориентироваться на отдельно стоящие нежилые здания подальше от жилья.
Само помещение должно иметь достаточно большую площадь (специалисты советуют делать основной танцзал размером не менее 200 кв. м) и высокие потолки, пригодные для навески светового и звукового оборудования (от 3,5 м).
Недавно наблюдалась тенденция: для организации клубов и дискотек активно использовались бывшие или еще работающие дома и дворцы культуры, фойе кинотеатров и концертных залов, рабочие площади фабрик, заводов, складов и ангаров. Но их похоже уже давно разобрали. В регионах наверное до сих пор можно найти подобные здания, прозябающие без хозяина. Подобные варианты, в отличие от строительства «с нуля», требуют гораздо меньших затрат: вам останется только демонтировать станки или старые кресла, обустроить раздевалку и бар, разработать декорации и дизайн, установить световое и звуковое оборудование. Для небольшого или закрытого (для случайных посетителей) клуба вполне подойдет и подвал.
Что же касается дизайна, то тут общих рецептов не существует. Можно потратиться охрененно, но к вам никто не пойдет... Дело в том, что клубы продают в первую очередь свою атмосферу и круг постоянных посетителей, а уже в дополнение к этому идут интерьер, блюда, напитки и пр.
Что касается диайнерских, организационно-строительных работ - тут без профессионалов не обойтись. Однако начинать надо с разработки общей концепции.
А вот организаторские функции вполне можно возложить на главного клубного человека, который будет отвечать за всю концепцию заведения (а не только за его программу, как до сих пор ошибочно считают многие) — промоутера, ведь именно от промоутера на 60% зависит успех или провал любого развлекательного проекта.
Большинство закрытий клубов связаны как раз с провалом работы промоутера, с его отсутствием или попыткой заменить его исполнительным директором типа "завхоз". Специальность «промоутер» нельзя получить ни в одном институте, этому можно научиться только в процессе работы.
Основная цель жизни промоутера — привлечение посетителей к себе в гости. Для этого он направляет деятельность заведения на обеспечение удобной среды своего обитания.
Хотя промоутер и отвечает за концепцию клуба, начиная от музыкального стиля и заканчивая организацией специальных вечеринок, но описать ее внятно он не сможет - лишь в общих контурах. Ведь если главная задача человека — каждый вечер создавать праздник себе и своим гостям- то теоретическое ообоснование и объяснение все же требует иного подхода. Поэтому если вы из бизнесменов, работающих с неживыми вещами- купил 6 штук умножил на 3 и получил искомое число- тогда вам все же не подходит работа с клубами.
На Западе клубом считается даже любое помещение, в котором какой-нибудь промоутер устраивает свою вечеринку. А в наших клубах пока что еще владелец зачастую является и управляющим, и арт-директором, и промоутером в одном лице, что бизнесу этому только во вред.
Основную прибыль любому клубу приносят постоянные посетители. Личность промоутера, его интересы полностью определяет, на кого будет рассчитано ваше заведение: на «золотую» молодежь, на подростков с окраины, на солидных бизнесменов, на оторв-рокеров, на представителей сексуальных меньшинств или на махровых натуралов. От целевой аудитории же целиком зависят интерьер, музыка, напитки, цены и даже уровень обслуживания.
Основные посетители ночных мест люди от 23 до 55 лет с деньгами. Они различаются по возрасту, достатку, увлечениям, взглядам на жизнь.
Личность промоутера и фильтрационный фейс-контроль на входе имеют значение в любом заведении.
Также успех заведения зависит от светового и музыкального оборудования, размера и вместимости помещения, а естественно от стиля и объема рекламы. Если музыка звучит громко, световое оборудование сверкает ярко, входная плата нормальна, с рекламой все о-кей, то приток посетителей обеспечен. Некоторые, конечно, готовы оставить деньги также и в вашем баре, но нужно смириться с тем, что часто основная доза алкоголя поступает в организм клиентов еще до дверей клуба.
Во городах мира активно клубы ориентированы прежде всего не на танцы, а на знакомства. На сексуальные, на дружеские, на перспективные. Люди в наше время, как правило, ведут активный образ жизни и им просто не хватаем времени на организацию таковых знакомств, поэтому они идут за этим в клубы- ночные, танцевальные, музыкальные, стриптизные.
Идут, чтобы найти подходящего партнера, отдохнуть, пообщаться и может быть вступить в краткосрочные или долгоиграющие сексуальные отношения. Атмосфера свободы, веселья, перманентного праздника и карнавала, царящая в клубах должна провоцировать знакомства и содействовать им. Личность промоутера в этом случае выступает освящающей эти безобразия своей аурой и авторитетом.
Цена входного билета — только видимая часть айсберга прибыли клуба. Основные деньги делаются на работе бара, кальянных, приватных комнат, караоке уголков и тому подобном. За возможность разнообразно «потусоваться» и «оттянуться» люди готовы платить.
Получить дополнительную прибыль также можно, привлекая спонсоров: когда реклама алкоголя и сигарет запрещена на телевидении, многие производители направляют свои рекламные бюджеты на рекламу в местах продаж — туда, где она все еще разрешена.
Также важна для любого клуба — надежная система охраны, ведь посетители бывают самые разные. Некоторые заведения предпочитают создавать охранные структуры самостоятельно. Но выгоднее приглашать профессионалов, к тому же их труд не так дорог, как может показаться. В задачи охраны входит не только защита помещения и всех посетителей клуба от внешних вторжений, но поддержание порядка в зале, выявление распространителей наркотиков и их «нейтрализация».
О рекламе стоит отметить:
обязательна реклама в интернете, хорошо к основному сайту клуба также иметь сайт для общения фанатов, изредка можно к этому использовать СМИ, еще реже радио и ТВ за оплату. Но ничто из перечисленного (может кроме интернета, который тоже весь пронизан сплетнями) не в состоянии сравниться с рекламой «из уст в уста». Людское «сарафанное радио», слухи и сплетни моментально распространят всю информацию о действительно стоящем новом заведении, тем более если там промоутер известная личность.
Ну и для того чтобы вас можно было быстро отыскать в темноте московских улиц, закажите сияющую всеми цветами рекламную вывеску. В этом плане наиболее популярен неон. Редкие клубы принципиально не тратят деньги на рекламу и на вывеску — но это скорее всего пидорас-клубы или клубы лесбиянок, которым лишняя шумиха не нужна.
Собирал рецепты А. Безик для Ресторанклаб